Историко-культурная ценность территории Таймыра

ДРЕВНЕЙШЕЕ ПРОШЛОЕ ТАЙМЫРА

Примерно 8 тысяч лет назад таймырская земля освободилась от ледников, появилась флора и фауна, похожая на современную. Сюда устремились потомки неолитических охотников, рыболовов, обитавших по краям ледников и арктических морей.

Постоянное население появилось на Таймыре не позднее V тысячелетия до н.э. (в атлантический период). В этот период климат был более теплым и влажным, чем в настоящее время. Граница леса и тундры была на 300-400км севернее современнной. В центральной части Таймыра росли сосны и древовидные берёзы.

Древние охотники пришли сюда с юго-востока, с р. Лены. Их сезонные стоянки найдены на р. Пясина и в бассейне рек Хеты и Хатанги. Они использовали орудия, изготовленные из тонких кремнистых пластинок, и ещё не знали глиняной посуды. Такая культура называется мезолитической.

Самое древнейшее из известных поселений жителей Таймыра обнаружено на левом берегу реки Тагенар, в 5 км от её впадения в реку Волочанку, на пути, по которому очень удобно было переходить из бассейна р. Енисея в бассейн р. Лены. Люди, жившие здесь, были охотниками и рыболовами. Основной объект охоты - северный олень, а рыбной ловли - нельма, сиг, чир.

В конце 4 – начале 3 тысячелетия до н. э. на Таймыре стала развиваться своеобразная культура народа, пришедшего с берегов Лены. Эта культура называется неолитической. Неолит – новокаменный период – получил своё наименование от новой по сравнению с палеолитом и мезолитом техники изготовления каменных орудий с помощью шлифования, пиления, сверления камня. Люди неолитической культуры стали изготавливать глиняные горшки, с орнаментом в виде сеточки. На стоянке Маймеча 1(Маймеча – основной приток реки Хета) был раскопан округлый котлован жилища типа голомо. Это конусообразное сооружение из деревянных шестов, прикрытое кусками дерна, перевернутого землёй наружу. Внутри сооружения был глубокий котлован, оставляющий вдоль боковых и противоположных входу стен широкий уступ для нар. В центре котлована сооружался очаг.

Важным этапом древних жителей Таймыра было овладение технологией бронзового литья. На стоянке Абылаах 1 (1150 г до н.э.) во время раскопок найдена бронзолитейная мастерская – самая северная из известных в настоящее время. Очень интересными находками были сосуды (тигли) из песчаника для плавки бронзы, форма для антропоморфной фигурки.

В конце 1 тысячелетия до н. э., в 1 тысячелетии н.э. в быту жителей Таймыра ведущее место занимают железные орудия. Бронза использовалась для украшения одежды. Из каменных орудий дольше всего использовались скрёбла для обработки шкур.

К концу 1 тысячелетия н.э. на Таймыр пришло население из Западной Сибири, которое принесло новую вожпайскую культуру, принадлежащую древним самодийцам (предкам современных энцев, нганасан). Памятником этой культуры является стоянка Дюна 3, на реке Пясина. Там найдены круглодонные горшки, украшенные по горловине поясками узоров из проникающих треугольников и других композиций, сделанных гребенчатыми отпечатками. К концу XVI века глиняная посуда почти полностью исчезает из обихода народов Таймыра и заменяется металлическими котлами.

Таким образом, подлинные археологические находки подтверждают существование и развитие всех эпох человеческой жизни на территории Таймыра. Люди, заселившие Север, в течение тысячелетий сумели приспособиться к суровым климатическим условиям Арктики, создать свою материальную культуру и использовать по-своему естественные богатства природы.

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ТАЙМЫРСКОЙ ЛЕТОПИСИ
XVI - XIX вв.

На протяжении XVI-XVII вв. совершалось присоединение Сибири к Российскому государству. Территория Таймыра или Пясида, как называли этот край русские землепроходцы в XVII веке, была частью Мангазейского уезда, учрежденного в 1601 году, раскинувшегося от Оби на западе до р. Анабары на востоке. Административным центром этой "златокипящей государевой вотчины" стал город Мангазея, построенный на правом берегу р. Таз, на месте промыслового становища землепроходцев-поморов, на землях ненецких и энецких племен. На протяжении XVII столетия этот город за полярным кругом был не только центром соболиных промыслов, но и центром арктического мореплавания, откуда русские землепроходцы продвигались на Север и восток Сибири. Обширная торговля в Мангазее беспокоила московское правительство. Много пушнины вывозилось беспошлинно за границу. Возникали опасения, что Мангазея привлечет внимание иностранцев к неосвоенным пространствам недавно присоединенной Сибири. Иноземные суда упорно искали выхода через северные моря в Китай и Индию. В 1616 и 1619 гг. последовали строжайшие царские указы, запрещавшие плавания по Карскому морю. После царского Указа в Мангазею стали ходить только " через Камень" (Уральские горы). Царские указы были мудрыми с точки зрения охраны интересов Русского государства, но они нанесли большой удар поморам и самой Мангазее, как центру арктического мореплавания.

В XVII веке появляются на Таймыре первые русские поселения, зимовья - Хантайское, Хатангское, Хетское, Авамское, Дудинское. По системе притоков р. Пясины в 20-е годы XVII столетия русские землепроходцы проникли на реки Хету и Хатангу. Выходили они на речных судах-кочах, которые перетаскивались волоком через небольшую перемычку между реками Авам и Волочанка, название которой и происходит от слова “волочить”. 1626 год условно считается годом возникновения первых русских поселений на реке Хатанге.

Таймыр до прихода сюда русского населения населяли предки нганасан. Восточная группа родов "самоедов"- тавги, в абсолютном большинстве ещё не были ясачными, т.е. ясак не платили и воеводской администрации были неподвластны. Именно тавги сдерживали продвижение на Таймыр тунгусов. На протяжении века продолжались военные конфликты. 1631 год считается годом добровольного вхождения Таймыра в состав Российского государства.

12 декабря 1822 года в связи с административной реформой М.М. Сперанского, преследовавшей целью укрепление царской власти на дальних землях, была образована Енисейская губерния. Центром губернии с самого начала был город Красноярск. Вместо старых уездов на территории новой губернии было образовано пять округов: Красноярский, Ачинский, Минусинский, Канский и Енисейский – самый большой по территории с находившимся в его ведении Туруханским краем.

Для удобства управления Туруханский край разделялся на три участка: Туруханский (или Тазовский), Верхнеинбатский и Дудинский, который занимал центральную часть края. На этой территории располагалось 3 селения, 26 станков, 36 выселков. В 60-е годы XIX века на территории участка проживало чуть более четырех тысяч жителей. Управлялась территория дудинского участка особым смотрителем - урядником, в обязанности которого входили наблюдение за сбором ясака с населения, надзор за продажей казенной соли, пороха, свинца.

Все коренное население в податных целях объединялось русской администрацией в управы, возглавляемые старшиной ("князцом"). Каждая из управ была территориально-административной единицей. На Енисейском Севере (на территории Эвенкии и Таймыра) было создано 34 управы. "Князьки" избирались из наиболее богатых, влиятельных и почтенных жителей. Выборы происходили на сугланах - родовых собраниях. Избирались старосты и старшины сроком на три года и утверждались губернатором.

Коренные жители Туруханского края и его северной окраины пребывали в бедственном положении. Первым, кто обратил серьезное внимание на этот край во второй половине XIX века, был сибирский предприниматель Михаил Константинович Сидоров, который пытался поднять экономику края за счет развития Северного морского пути и создания торгового флота.

Начало изучению севера России положила Великая Северная экспедиция 1734-1743 годов, задуманная еще Петром I и осуществленная вскоре после его смерти. В ходе Великой Северной экспедиции, продолжавшейся десять лет (1733-1743), российскими моряками было исследовано и нанесено на карту почти все побережье Ледовитого океана от Белого моря до Камчатки. Впервые на карте появились очертания и самого северного полуострова, имя которому Таймыр. Имена участников экспедиции увековечены на карте Таймыра в географических названиях - Берег Харитона Лаптева, мыс Челюскина, шхеры Минина, берег Прончищева, пролив Овцына.

Спустя сто с лишним лет передовые торгово-промышленные деятели Сибири Михаил Константинович Сидоров и Александр Михайлович Сибиряков заинтересовали проблемой развития Северного морского пути шведского полярного исследователя А.Э. Норденшельда.

В 1875 году небольшое парусное судно Норденшельда "Превен", через пролив, носящий теперь это название, вошло в бухту, которую Норденшельд считал лучшей на всем северном побережье. Он назвал ее гаванью Диксона. Удачные экспедиции Норденшельда в 1875-1876 гг. в устье Енисея рассеяли пессимистический взгляд на судоходность в Сибири. 1876 год считается годом начала пароходных торговых плаваний через Карское море в устье Енисея. В тот год пароход "Имер" Норденшельда первым доставил в Сибирь некоторые товары Северным морским путем.

Первые грузы с Енисея (графит, рыба, меха и др.) были вывезены в 1877 году на небольшом парусном судне "Утренняя заря». Парусник совершил плавание на средства М.К.Сидорова. Его именем назван мыс в заливе Миддендорфа на таймырском побережье.

XX – XXI вв.
В XX веке российским мореплавателям и ученым удалось доказать возможность практического использования Северного морского пути.

Среди кораблей, отправившихся в начале XX века в плавание по Северному морскому пути, яхта "Заря" Русской Полярной экспедиции Эдуарда Васильевича Толля. Цель экспедиции - поиски Земли Санникова, попытка пройти дорогой, открытой Норденшельдом. К сожалению, сам Толль из этой экспедиции не вернулся. Но на карте Таймыра осталось более 250 новых географических названий, нанесенных участниками экспедиции во время их зимовки на западном побережье Таймырского полуострова.

Открытия Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910-1915 гг.) коренным образом изменили существовавшие представления о плавании Северным морским путем и способствовали превращению его в бесперебойно действующую транспортную арктическую магистраль.

Уже в советское время Карские транспортные операции 20-ых годов по доставке в Сибирь промышленных товаров и вывозу пушнины и хлеба стали экспериментальной базой для превращения Северного морского пути в летнюю трассу, действующую на всем её протяжении.

В первые годы Советской власти огромное значение придавалось индустриальному развитию северных окраин, которое, прежде всего было связано с освоением Северного морского пути, строительством портов и промышленных предприятий. На Таймыре первым промышленным объектом считается Усть - Портовский консервный завод, построенный в 1930-1931 гг.

В 1920 - е годы были предприняты геологические изыскания в районе реки Норилки. Вблизи залежей каменного угля были обнаружены месторождения графита и комплексных медно - никелевых руд. В 1922-1923 гг. Комитет Северного морского пути начал сооружение поселка Норильск. Летом 1930 года был создан "Норильскстрой", непосредственно подчиненный Наркомтяжпрому СССР.

В 1935 году было принято постановление партии и правительства СССР о строительстве Норильского никелевого завода с окончанием первой его очереди в 1938 году. Первые 75 тонн Норильского цветного металла были получены в 1939 году.

ОБРАЗОВАНИЕ ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО–НЕНЕЦКОГО) АВТОНОМНОГО ОКРУГА

В 1930 году в местах расселения малочисленных народов Севера были образованы национальные округа. Первоначально округ назывался Таймырским национальным округом и входил в состав Восточно-Сибирского края с центром в Иркутске. С 1934 г. с образованием Красноярского края был включен в его состав. На Таймыре были образованы помимо Дудинского и Хатангского - еще два района: Усть-Енисейский (с центром в поселке Носок, а затем в Карауле) и Авамский (с центром в поселке Волосянка). В 1932 году в Таймырском национальном округе проживало 7650 человек.

Тяжелое экономическое положение тундровиков, форсированные темпы коллективизации стали причиной восстания долган и нганасан в Авамском и Хатангском районах в апреле 1932 года. Участники этих событий в 1938 году были репрессированы, а их олени переданы в колхозы округа.

Освоение Северного морского пути в 30-е годы, строительство Норильского комбината способствовали появлению портов на Диксоне (1934) и в Дудинке (1935). Дудинский порт, Дудинка стали опорной перевалочной базой для осуществления промышленного строительства на Таймыре.

В 30-е годы на Таймыре происходит становление учреждений здравоохранения, учреждений образования и культуры. Первая на Таймыре школа была открыта в Дудинке в 1920 году. Наряду со стационарными школами организовывались кочевые школы для детей оленеводов. Учитель такой школы кочевал вместе с оленеводами и обучал их детей грамоте. Кочевые школы просуществовали до 1935/1936 учебного года и были упразднены. С этого времени наблюдается увеличение школ - интернатов. Первая больница в Дудинке была открыта в 1927 году. К моменту образования округа на его территории было 5 врачебных участков и медпунктов: в Дудинке, Волочанке, Толстом Носу и в Хатангской тундре.

ТАЙМЫР В ГОДЫ ВОЙНЫ ( 1941-1945 гг .)

Годы Великой Отечественной войны для Таймыра ознаменовались новыми этапами в его промышленном развитии. Был пущен в действие Норильский горно-металлургический комбинат. С 1 мая 1942 года Норильск стал давать крайне нужный стране электролитный никель.

Не прекращались в годы войны и геологоразведочные работы на нефть и газ в Усть-Енисейском районе, Нордвике и Усть-Порту. При активном участии коренного населения, а также спецпоселенцев, из числа сосланных поволжских немцев, латышей, литовцев, калмыков, финнов развивалась рыбная промышленность. В январе 1942 года на Диксоне был организован комбинат для отлова морского зверя (белухи, нерпы). В течение 1942 – 1943 годов были созданы 5 моторно-рыболовецких станций (МРС), восстановлен Усть-Портовский рыбоконсервный комбинат, 9 рыбоприемных и обрабатывающих пунктов, 3 новых рыбозавода: Дудинка, Толстый Нос, Хатанга. Добыча рыбы в годы войны возросла в 3 раза. В 1,5 раза увеличилась добыча пушнины, значительно возросло общественное поголовье оленей.

Продолжается, хотя и замедленными темпами, культурное строительство, ликвидация неграмотности, укрепляется сеть медицинских учреждений. Так, если в 1941-42 учебном году в округе было 23 школы, то в 1945-46 гг. – 38, а обучалось в них 4344 человека, из которых 1060 человек были дети коренных народов Таймыра.

Диксон – единственный населенный пункт на Таймыре, где проходили бои в годы Великой Отечественной войны. Здесь установлено несколько монументов, посвященных героическим дням из жизни Диксона: памятник-мемориал морякам североморцам, защитникам Диксона, павшим в бою с фашистским линкором «Адмирал Шеер», военно-исторический мемориальный комплекс, посвященный героическим защитникам Арктики в годы войны, светящийся маяк – памятник экипажу парохода «А. Сибиряков». И хотя Диксон не отнесен к городам-героям России, для жителей Таймыра он, отстоявший северные рубежи нашего государства, является самым настоящим городом-героем, в судьбе которого было место подвигу. Объекты культурного наследия городского поселения Диксон.

ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ТАЙМЫРА

Большое влияние на развитие округа и населяющих его народов оказала послевоенная индустриализация округа. В 50-60-е годы растет и расширяется Норильский горно-металлургический комбинат, осваиваются его сырьевые источники.

В конце 1965 года на Нижне-Хетской скважине № 1 был получен промышленный приток газа. Его запасы оказались небольшими, но в 1966 году нефтеразведчиками округа был получен более мощный газовый фонтан. Следующий, 1967 год, увенчался открытием Мессояхского газового месторождения. 20 июня 1968 г. было принято решение о строительстве газопровода Мессояха – Дудинка - Норильск.

Первая нитка газопровода была введена в строй в 1969 году. Комбинат получил дешевое таймырское топливо. В 1968 г. началось строительство поселка газовиков Факел (Тухард). В результате деятельности Таймырской геофизической экспедиции и Нижнее - Енисейской нефтегазоразведочной экспедиции были созданы благоприятные условия для дальнейшей работы по укреплению энергетической базы региона. К началу 80-х годов было открыто 13 газовых и газоконденсатных месторождений, из них 5 крупных. Была найдена и таймырская нефть. В 1984 году на буровой Сузунская-3 было открыто первое месторождение нефти промышленного значения. В 1982 году в Дудинке в эксплуатацию введен комплекс по переработке газового конденсата.

УСТЬ-ХАНТАЙСКАЯ ГЭС

В 1963 г. было принято решение о строительстве на р. Хантайке гидроэлектростанции мощностью 440 тысяч квт. Осенью 1967 года состоялось перекрытие плотиной устья реки Хантайки и началось возведение Усть-Хантайской ГЭС, сдача которой в промышленную эксплуатацию состоялась 25 сентября 1975 года. Таким образом, в 60-е годы была создана мощная сырьевая и энергетическая база для таймырской металлургии.

ДУДИНСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ

С расширением Норильского комбината рос и Дудинский порт, увеличивались его мощности. С 1978 года навигация в порту стала круглогодичной. В Дудинском порту появились суда усиленного ледового класса типа "Норильск", «Тикси», «Кандалакша», атомные, мелкосидящие суда, типа "Таймыр" и "Вайгач" (1989 г). Портовый флот получил новые суда, в том числе ледокол «Авраамий Завенягин» (1984 г.). В 1982 году Дудинский порт получил статус морского порта. В навигацию 1984 года грузоперевозки в порту превысили 6 млн. тонн.

АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ РФ

В 1977 г. Таймырский национальный округ был переименован в Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ (ТАО). А в 1992 г. в результате подписания Федерального договора округ получил статус самостоятельного субъекта РФ, оставаясь в административно-территориальном отношении частью Красноярского края.

ОБРАЗОВАНИЕ ТАЙМЫРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА

В 2006 году в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа был образован Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район.